На Парижском автосалоне премьера нового «Форда Мондео» была одной из самых громких. За неделю до этого события в тихом городочке Сан-Тропе «Форд» устроил первую презентацию своей новинки для узкого круга журналистов. Побывав на этих мероприятиях, я, кажется, понял, почему вокруг «Мондео» столько шума.
Компания честно и открыто заявляет, что новый «Мондео» — не просто очередной новый автомобиль «Форд». Не секрет, что «Форд Мотор Ко.» — второй автопроизводитель в мире, — в последние годы наступает на пятки первому — «Дженерал Моторз». Но в Европе дела у «Форда» идут не блестяще. В 1999 году доход компании уменьшился до 28 млн. долларов с почти 200 млн. в 98-м. Товарные запасы составляют почти 30% от выпуска, а доля рынка снизилась до 9,5%. Для кого-то, может быть, это были бы терпимые цифры, но «Форд» привык к лучшему. Как и «Мондео»: получивший в 1994 г. титул «Автомобиль года», в хорошие времена он имел 13% от объема продаж в своем классе, а в прошлом 99-м — только 7,4%. Немудрено, что в этой обстановке Ник Шил (Nick Scheele), главный босс европейского «Форда», объявил о стратегической программе трансформации бизнеса в Европе. Ее старт — премьера нового «Мондео»: «Нельзя переоценить значение нового «Мондео» для будущего «Форд Мотор Компани» здесь, в Европе. Флагман нашего модельного ряда — это прорыв в области новой технологии...».
Когда пару месяцев назад после презентации Galaxy я написал, что теперь это новый флагман европейского «Форда» (после «убийства» Scorpio), я был, как теперь оказалось, не прав. Флагманом объявлен «Мондео». Какие чувства вызывал старый «Мондео»? Какие угодно, кроме одного — желания его иметь. Неудивительно, что от внешности старого «Мондео» не осталось и следа. Спереди: нелепая восторженность старого «лица» сменилась уравновешенностью и скрытой энергией нового. Сзади: слегка бесформенная, немодно округлая «попка» Мэрилин Монро превратилась (видимо, благодаря регулярным занятиям в тренажерном зале) в тугой граненый «зад» Шэрон Стоун. Профиль отточен и элегантен, хотя с ощущением «я это где-то видел».
Но даже беглого взгляда на этот автомобиль достаточно, чтобы уверенно сказать, что перед нами — «Форд». Крис Бёрд (Chris Bird), директор по дизайну «Форд Европа» (а не боксер-профессионал Chris Byrd, которого на днях измолотил Виктор Кличко в поединке за титул чемпиона мира), очень точно вписал «Мондео» в линейку «Ка», «Фокус», «Гэлакси». New Edge бьет в глаза, но облик автомобиля в целом воспринимается как сбалансированный и гармоничный. «При создании нового «Мондео» мы хотели, чтобы автомобили марки «Форд» стали еще более узнаваемыми и развили те деликатные намёки на динамизм стиля New Edge, которые обеспечили успех «Форду Ка» и «Форду Фокус», — говорит Бёрд.
Интерьер продолжает вызывать ощущение отточенности и элегантности под девизом «не удиви, а успокой», но с присутствием германского духа. «Дизайн этого нового среднеразмерного седана не претендует на ломку шаблонов или особый радикализм. Он ориентирован на классические ценности». Производитель очень четко представляет вкусы тех, кто на автомобиле будет ездить. И пока не пришла пора высказывать личное мнение, хочу сделать маленькое отступление по этому поводу. 10 лет развития капитализма в России, к сожалению, еще не привели к повсеместному и поголовному приятию и пониманию базовых понятий и правил рыночных отношений.
Как оказалось, человеческие мозги не похожи на разогретый асфальт, и достаточно быстро «впечатать» туда что-либо принципиально новое, напрочь отсутствовавшее в жизненном обиходе, не представляется возможным. «Клиент всегда прав», — чего, казалось бы, проще. Но нет, сия тривиальная сентенция отнюдь не является трюизмом, то есть чем-то естественным, однозначным и не требующим доказательств. Что говорить о простых гражданах, если даже владельцы компаний на реплику «клиент — это главное», усмехаясь тебе в усы, отвечают: «Главное — это прибыль». Вряд ли владельцам западных фирм чужда жажда наживы. Но эту жажду они могут утолить практически единственным законным способом — удовлетворяя клиента-заказчика. Так устроена система. Клиент — священная корова рыночной экономики!
Люди из «Форда» это, конечно, понимают и все решения принимают, исходя из единственного — мнения потенциального покупателя. И если лично мне что-то не совсем по вкусу, то это, скорее всего, означает только одно: я — из другой покупательской аудитории. Но посмотрим, что же с «Мондео» сделали в угоду потребителю. Для начала его полностью, до мельчайших деталей, спроектировали на компьютере, причем чертёжные кульманы не использовались вообще. В общей сложности срок разработки сократился на 13 месяцев, а всего занял 24 месяца. Что в бизнес- и семейном автомобиле самое важное? Безопасность. В новом «Мондео» в стандартную комплектацию входят:
— адаптивные фронтальные подушки безопасности двухступенчатого раскрытия впереди с современной системой определения силы фронтального удара и положения водителя и переднего пассажира на момент столкновения;
— преднатяжители и ограничители нагрузки на ремнях безопасности на передних сиденьях;
— надувные боковые шторки безопасности на передних и задних сиденьях;
— боковые подушки безопасности для защиты грудной клетки сидящих на переднем сиденье.
Плюс к этому хитроумные приспособления, такие, например, как складывающиеся при аварии педали и активные подголовники на передних сиденьях. Дисковые тормоза спереди и сзади являются стандартными на всех новых «Мондео». Стандартной также является АБС с новыми активными датчиками скорости вращения колёс для более точного отслеживания начала их блокировки.
При общем увеличении длины нового «Мондео» на 150 мм колёсная база увеличена на 50 мм по сравнению с предшественником. И все эти 50 мм использовали на увеличение пространства для ног пассажиров на заднем сиденье. В результате новый «Мондео» по этому показателю не только лучший в своём сегменте, но и один из лучших в следующем классе! Посадочные места оптимизированы в самом широком диапазоне комплекций водителя и пассажиров, включая давно беременных женщин и мужчин в костюмах пожарников. Специально в угоду слабому полу с места водителя видна большая часть капота.
Чего у прежнего «Мондео» было не отнять, так это умения ездить. Видимо поэтому архитектура подвески осталась прежней, но ее элементы были существенно переработаны (см. вставку о подвесках).
В новой гамме «Форд Мондео» предлагаются 6 вариантов мощных двигателей. Из старой линейки остался только один — модернизированный 2,5-литровый Ford Duratec V6, который стоит на самой «вершине» семейства двигателей. К нему присоединились бензиновый рядный 4-цилиндровый Duratec HЕ в трёх модификациях и две версии нового фордовского 16-клапанного турбодизеля с прямым впрыском Duratorq DI.
Максимально облегчить эксплуатацию поможет 12-летняя гарантия от сквозной коррозии кузова и сокращение на 16-18% нормо-часов на выполнение 22 основных видов внерегламентного ремонта. Намного быстрее теперь будет проводиться и сложный ремонт — от замены водяной помпы или сцепления до регламентного сервисного обслуживания. Лампочки же фар головного света меняются просто за секунды. Рекомендуемый интервал межсервисного пробега составляет 20 000 км.
Трубчатая балка переднего бампера поглощает энергию удара при столкновении на скорости до 15 км/ч и не допускает деформации металлических частей кузова. Задний и передний бамперы имеют резиновую вставку, защищающую от царапин и задиров. Улучшенный дизайн заднего бампера с конструктивными элементами поддержки — балкой и ударопоглощающими вставками — обеспечивает защиту металлических частей кузова при столкновении на скорости до 15 км/ч.
В независимой программе крэш-тестов Euro NCAP «Мондео» получил четыре звезды, что отражает высокий уровень защиты водителя и пассажиров. От сухой информации к личным впечатлениям. Порадовало, что в новом «Мондео» нет дизайна ради дизайна. Но для большей солидности, на что есть претензия, передней части не хватает затейливости. В интерьере, на мой вкус, слишком доминируют немецкие настроения, и уж чего бы я не делал точно, так это не ставил руль от Galaxy. И не потому, что он плох, — наоборот, в нем есть своя оригинальность. Но именно поэтому (ведь первый раз я увидел его на Galaxy) и думается, что свой родной руль у «Мондео», наверное, сломался, запасного не было, а этот поставили, потому что красивенький и крепление подошло.
Говоря о ездовых впечатлениях, сначала процитирую доктора Лаерманна (Laermann), главного инженера по конструированию автомобилей и шасси: «Наши конструкторские усилия были направлены на создание максимально лёгкой, бесстрессовой и доставляющей удовольствие обстановки для водителя и пассажиров». Бесстрессовый — правильный эпитет. Причем 2-литровый двигатель легко раскручивается до 6 тыс. оборотов, позволяя на 3-й передаче разгоняться до 120, а на 4-й до 180 км/ч. Шуметь он начинает где-то с 3,5 тыс. оборотов, но звук ровный и не переходящий на крик до самой красной зоны. Четкость переключения передач — невероятная, реакции автомобиля на руль точные, 16-дюймовые колеса столкнуть с траектории невозможно, а плавность хода — в лучших американских традициях. Ну что еще нужно просвещенному европейцу? Нужен ли ему «Мондео», с учетом слегка обновляемого «Пассата» и совсем новой «Лагуны», покажет ближайшее будущее. Но думаю, что троицу Шил—Лич—Бёрд вряд ли уволят.