История регулировки Сход Развала
(наш сервис - самый сервисный сервис)
ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ. АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ
Всякий знает – есть на автомобиле такая таинственная операция, как «сход-развал», но далеко не всем известны законы механики, ею обеспечиваемые. Это нормально. Пользуемся же мы, к примеру, видеокамерой или телевизором, не вникая в принцип их работы.
И пренебречь операцией нельзя – от неверных углов установки колес страдают устойчивость и управляемость, да и шины изнашиваются намного быстрее. Мастеров, способных решить задачу с помощью уровня и отвеса, не выезжая из гаража, почти не осталось, вот и приходится обращаться к профессионалам, обитающим на специально оборудованных постах. Ныне они встречаются на каждом шагу: в техцентрах авторизованных дилеров, крупных и мелких СТО, в безымянных сараях оборотистых частников. Все ли заслуживают доверия? Посмотрим, с чем может столкнуться владелец машины на наших многочисленных автосервисах.
ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ
Параметров, характеризующих правильность установки колес, довольно много (см. ЗР, 2002, № 4), но не все можно отрегулировать в эксплуатации. В отечественных легковушках поддаются настройкам три.
Первый – продольный угол наклона оси поворота, он же – КАСТЕР. Его задача – обеспечить динамическую стабилизацию управляемых колес, проще говоря – удерживать их при езде в положении «прямо».
РАЗВАЛ – отклонение. Благодаря ему ось поворота колеса удается «загнать» поближе к центру пятна контакта шины с дорогой. Причины его возникновения чисто конструктивные, связанные с кинематикой подвески.
СХОЖДЕНИЕ – не параллельность плоскости колеса продольной оси автомобиля. Компенсирует увод колеса, вызванный развалом.
Механизм изменения этих углов в современном автомобиле прост. К примеру, в «десятке» кастер регулируют набором шайб на растяжке у переднего рычага. Для развала предусмотрен эксцентрик на стойке подвески, для схождения – муфта на рулевой тяге.
Разумеется, к визиту на стенд машину нужно подготовить, заменив все просевшие сайлент-блоки и убрав люфты. Счет углам идет на минуты – разбитая шаровая легко «съест» не только допуск, но и сам параметр.
СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА
Для точных измерений, а значит, и качественной регулировки углов необходимы определенные условия. Лучший вариант – ремонтная канава. Выведенные «в горизонт» ее бетонные берега – основа стабильности. Но мастера канаву недолюбливают: вместо того чтобы перемещать машину, приходится самому скакать вверх-вниз. Иное дело – подъемник! Но не любой, а четырехстоечный платформенный, желательно с двойным выходом для вывешивания колес уже поднятого автомобиля. Требования к установке подъемника очень жесткие – отклонение от горизонтали по длине не должно превышать 1 мм! Кроме этого, нужен регулярный контроль, ведь металл – вещь податливая.
Собственно измерительных систем существует несколько. Отличаются они в основном удобством пользования, быстродействием и… ценой. Точность же зависит от добросовестности мастера – тщательности и последовательности выполнения операций.
Первым делом он должен уравнять давление в шинах, а вот грузить балласт вовсе не обязательно – современные базы данных содержат параметры как пустого, так и груженого автомобиля.
Следующий шаг – установка датчиков. Для «десятки» достаточно двух, ведь задние колеса у нее не регулируются. Однако проверка по четырем точкам предпочтительней. Глядишь, «вылезет» перекос заднего моста, провоцирующий увод. Установив датчик, его центрируют, компенсируя биение колеса. Для этого, вывесив мост, мастер крутит колесо, направив луч на мишень, прикрепленную к автомобилю. Вращая регулировочные винты адаптера, он добивается того, чтобы зайчик не отклонялся от вертикали. Если измерительная система построена на базе компьютера, достаточно сделать один полный оборот с кратковременными остановками через 90°: электронный мозг сам введет необходимые поправки. Однако в последнем положении колеса надо застопорить (говорят: «застолбить базу»). Для этого между педалью тормоза и подушкой сиденья устанавливают распорку. Остается опустить колеса на платформу и прожать подвеску до рабочего положения – автомобиль к проверке готов.
Начинают с кастера. Для замера руль поворачивают сперва в одну, а затем в другую сторону. Если бы ось поворота была вертикальна, зайчик двигался бы по мишени строго по горизонту. Из-за наклона оси световое пятно опускается вниз. Величина смещения пропорциональна ее наклону и читается по шкале. В электронных системах процесс идет виртуально.
Для измерения углов «схода-развала» управляемые колеса устанавливают в положение «прямо», руль фиксируют. Замерить отклонение осей от вертикали и величину схода труда не составляет, но на оптическом стенде можно определить лишь суммарное схождение обоих колес (в других системах – каждого по отдельности). Эта особенность не позволяет автоматически выставить ровно рулевое колесо, поэтому успех здесь зависит лишь от трудолюбия и опыта мастера.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Знакомиться с реалиями сход-развального бизнеса и возможностями разных систем мы отправились на новенькой «десятке». Чтобы было что предъявить мастеру, пришлось пойти на хитрость. Спущенные на атмосферу (!) против нормы правые колеса обеспечили ощутимый увод. С этой проблемой мы и обратились на гарантийную станцию АвтоВАЗа «Северянин». У них целых два стенда – оптический и компьютерный. Услуги второго стоили на 145 руб. дороже – за точность. Мы начали с того, что подешевле.
На поверку оптический сервис оказался не уцененным, а просто дешевым. Ловец солнечных зайчиков сэкономил на всем. Никакой проверки давления, центровки датчиков и прожимания подвески наша «десятка» не удостоилась. Мастер просто надел излучатели, закрепив адаптеры самодельным захватом прямо за резину и пострелял лучом по мишеням (типа – сперва развал, а потом сход). Вердикт – все в порядке, а уводит, по-видимому, из-за резины. Угадал! Проку от такой имитации, разумеется, никакого. Хорошо еще, что-нибудь «не отрегулировали». Зато в сервисной книжке поставлена заветная галочка. Интересно, что скажет электронный коллега? Рьяно взявшись за дело, он в запарке (а на гарантийной СТО всегда аврал) малость сбился с маршрута – зафиксировал руль прежде, чем измерил кастер. Объяснил, что, мол, компьютер умный, как-нибудь сам вычислит. Ерунда! Местный прибор не умнее других – кастер нам прозевали. Справедливости ради отметим, что по окончании процедуры былую устойчивость машина обрела – шины-то накачали!
Следующий пункт притулился рядом с официальной станцией, за ее забором. Видно, ознакомившись с деятельностью соседа, предприимчивый частник сообразил, что без работы не останется. У ПБОЮЛа дело поставлено хрестоматийно правильно. Стенд забетонирован в канаве, есть электронные датчики с вычислителем и монитором и даже работающий принтер. Не оказалось только компрессора. Поэтому давление в шинах мастер уравнял.., выпустив воздух с правильной стороны. Впрочем, технологию он при этом не нарушил – углы можно выставить и на полуспущенных колесах. Замеры показали – мал кастер левой передней стойки. Чтобы не возиться с разборкой, спец просто срубил лишнюю регулировочную шайбу зубилом (за что, кстати, пришлось доплатить). Предпринимателя кормят не только руки, но и голова. Здесь то и другое в порядке.
В безымянном очаге технической помощи на ул. Королева пришлось подождать – очередь. На оборудовании здесь явно сэкономили. Вместо второго выхода – металлическая труба, подставляя которую мастер поочередно вывешивал колеса. Метода порочная, поскольку плоскости вращения поджатого и нормально стоящего колеса друг от друга все же отличаются – какая уж тут центровка! Колеса стопорили самодельными крючками, зацепляя их за суппорт. Надежность фиксации – плюс-минус четверть оборота. Операции мастер проделал через раз, зато в два захода. В сумме и получилась необходимая последовательность. Возился он долго – почти час. Результатом его трудов стала перекошенная на 10° спица руля. От кривой печки хорошо не станцуешь. Да и мастер, похоже, «не в курсе».
На очередном сервисе в Марьиной Роще, оснащенном таким же ущербным подъемником, специалист обнаружил незатянутые болты на муфтах рулевых тяг (!) и никуда не годный, по его мнению, сход-развал. Хорошо, что от предыдущей станции – рукой подать. Могли ведь и не доехать! После 30 минут непоследовательной суеты руль таки занял горизонтальное положение. Видно, мастер и стенд все же поладили. Как-то сложится в следующий раз?
Последним пунктом нашего путешествия стала мастерская «Вест-Паритет». Местный спец действовал быстро и грамотно. Только здесь без напоминаний проверили положение задней оси, не оставив «дефекту» ни единого шанса. Резюме: лучшее из увиденного.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Итак, загнать свой автомобиль на стенд для регулировки колес нынче не проблема. Беспокоит другое – высока вероятность заплатить деньги за бессмысленную возню или вообще за имитацию работы. Поэтому, прежде чем доверять машину мастеру, полезно некоторое время понаблюдать за его действиями, сравнив их с эталонными. Алгоритм их вам теперь известен.
по материалам журнала "За рулем"
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.