Машина ФМ1 Седан 1993 г.в. В России 3-й год. На спидометре смешные 125 ткм. Менял амортизационные стойки, пружины, пыльники, отбойники. И еще стойки стаба, т.к. сломал одну при откручивании.
Симптомы:
Раскачка кормы, стук справа сзади, усиливающийся в холода и при нагрузке сзади. Визуально мокрый шток стойки и сама стойка. Просевшая задница. 17 см от земли до точки заднего упора для домкрата.
Запчасти (цены exist.ru Архангельск на ноябрь 2004 г.):
Аммо SACHS газовые (115867) пара - 4690 руб.
В комплекте с этими стойками есть болт 6708756 и верхняя гайка 6708755.
Пружины Suplex (10251) пара - 2224 руб.
Болты зажима кулака ступицы (6708756) - 87 руб.
Пыльники, отбойники Optimal (A-K735035 комплект, 2 отбойника и 2 пыльника) -
625 руб.
Втулка стабилизатора (6915411) 2 шт. - 112 руб.
Итого - 7738 руб.
Плюс еще 2 стойки стаба (7014210) и 2 гайки (6701510) - 737 руб. (надо было
сразу взять...)
Инструмент:
- хорошая головка на 18 с воротком или трещоткой. Болт зажима кулака ступицы
откручивать.
- хорошая головка на 15. Гайка стойки стаба к рычагу.
- головка на 10. Болты крепления верхней опоры к кузову.
- пара удлинителей. Для предыдущего пункта использовал оба. Высоко подлезать
надо...
- мощная отвертка. Разжать кулак ступицы. У меня в комплекте головок есть
головка-отвертка. Очень помогла.
- накидная изогнутая "звездочка" на 18. Откручивать верхнюю гайку на стойке
аммо.
- торкс то ли T-30 то ли T-40. Не помню, набор битов у меня. Ну и отвертку,
куда вставляют биты, или удлинитель для него же.
- ключ рожковый на 11. Держать стойку стаба, что бы не крутилась. (не
пробовал, не знаю, не было под рукой, да и Хайнесе моем ни слова про него,
там предлагают "специальные клещи" использовать).
- домкрат гидравлический 2-3 тонны. Желательно пониже.
- если есть домкрат на колесиках - тоже неплохо, у меня не было, пришлось
обходиться штатным.
- стяжки пружин. Желательно иметь такие, как нарисованы в Хайнесе. Верхняя
лапка неподвижная, нижняя лапка по шпильке движется. У меня были другие, обе
лапки симметрично движутся, было неудобно, самый верхний виток пружины не
зацепить, шпилька упиралась в опору. или в кузов
- молоток 800 гр. (можно и больше)
- пассатижи 150-200 мм
- газовый ключ N1 или что то подобное. Держал им "звездочку", когда стойку
откручивал и закручивал. Нет у меня нормального набора торксов. :-(
Еще держал им стойку стаба.
- 2 струбцины и рейку 30-40 см длинной. У меня струбцины 5 дюймов. Можно еще
меньше.
- Liqui moly Multi-spray plus 7, lome писал про него. Преобразователь
ржавчины (ПР) и тд...
- динамометрический ключ (желательно)
Замена.
В Хайнесе процедура смены стойки следующая. Открутить тормозную трубку от шланга в месте крепления к стойке, отсоединить датчик АБС, окрутить стойки стаба от рычага, открутить рычаги и продольную штангу от кулака ступицы, открутить болт, снять кулак ступицы со стойки и "откатить в сторону". Далее открутить верхнюю опору от кузова, стянуть пружину стяжками и вынуть стойку. Перебрать. Заменить, что надо и тд. Сборка - в обратном порядке. Очень просто, если бы не 2 "НО". Во первых не хотел рассоединять тормозную трубку и шланг. Еще неизвестно, открутилось бы оно или свернул трубку. Лишний раз не стоит рисковать. Не хотел откручивать датчик АБС, по вышеизложенной причине. Сломаешь - новый покупать. У нас нет на разборках "Мондео". И не было еще ни одного. НЕ СМОГ открутить передний рычаг от ступицы. Не смог и не надо. Будем делать по своему. (но в будущем буду иметь запасные болты с гайками для переднего рычага, да и для заднего тоже надо...)
Накануне обрызгал болты стягивающие кулак ступицы ПР-ом. И в стык стойки и кулака ступицы.
Итак, начали.
1. Машину на передачу, под колеса противооткаты.
2. Поддомкратил сзади обе стороны поставил на опоры. Снял колеса. НА ДОМКРАТЕ НЕ работать, только на упорах.!!! Тем более он понадобился как оказалось...
3. Головкой на 15 откручиваем гайку стойки стаба к рычагу с обеих сторон. Стойку держим газовым ключом. Можно еще чем нибудь подходящим (ключ на 11). Вытаскиваем стойки стаба из рычага и поднимаем стаб вверх. (Надо было накануне гайки залить ПР-ом. Может тогда и не сломал бы одну стойку).
4. Вытаскиваем пружинку П-образную, которая фиксирует шланг тормозной на стойке. кронштейн стойки банально отгибаем пассатижами, освобождаем тормозной шланг с трубкой и отводим за кронштейн. С другой стороны снимаем с кронштейна провод идущий к АБС. Т.к. ни снимать датчик АБС, ни разъединять тормозной шланг и трубку не будем, работать придется очень аккуратно. Не оборвать провод, не порвать шланг и не обломать трубку.
5. Подставляем гидравлический домкрат по стойку снизу и начинаем поднимать. Пружина сожмется и на нее легче будет стяжки нацепить. Нацепили стяжки, затянули. Опустили обратно стойку. У меня с первого раза не получилось нормально зацепить стяжки. Пришлось переставлять стяжки.
6. Головкой на 18 с воротком (трещотку я пожалел) откручиваем болт, стягивающий кулак ступицы. Как писал lome "БУДЬТЕ !!! КРАЙНЕ !!! ОСТОРОЖНЫ !!! ПРИ !!! ОТВОРАЧИВАНИИ !!! ЭТОГО !!!!! БОЛТА !!! не пытайтесь "сдвинуть" его длинным воротком – обрыв головки гарантирован. улейте соединение ПР'ом за сутки или двое. не жалейте ПР'а. когда болт "пошел", ни в коем случае не форсируйте события – я оборвал головки с обоих сторон ПОСЛЕ того как болт "пошел". применяйте движения туда-сюда 0.25 оборота – отворот, 0.2 оборота – заворот с постоянным уливанием ПР'ом. потерянное время с лихвой окупится потом" Делал как написал lome. Все получилось. Если все таки болт обломается - делать как написано: рем.podveskи
7. Мощной отверткой или чем-нибудь подходящим разжимаем кулак ступицы сверху сзади, высвобождая стойку. Сильно не разожмете, да и не надо. Надо чуть чуть.
8. Берем струбцины и рейку и крепим один конец рейки струбциной к переднему рычагу, второй конец к кулаку ступице сверху. Делаем это для того, что бы после извлечения стойки кулак ступицы не падал внутрь-наружу и не обрывал провод и шланг.
9. Подставляем гидравлический домкрат по стойку снизу и начинаем поднимать. Подняли немного. Если стойка не стала выходить из кулака ступицы - берем молоток и через деревяшку стучим по кулаку. Стронулось - еще приподнимаем стойку и снова стучим. и так до тех пор, пока стойка не выйдет из кулака ступицы.
10. Стойка вышла, опускаем кулак ступицы вниз на рычагах, подставив под него что нибудь так, что бы шланг тормозной не заламывало.
11. Откручиваем головкой на 10 с удлинителями болты крепления верхней опоры к кузову. Если стойка не вынимается - надо еще сжимать пружину. Сжимается она нормально, а если будут "правильные" стяжки - то еще быстрее все пройдет..
12. Вытаскиваем стойку и откручиваем накидной изогнутой "звездочкой" на 18 верхнюю гайку. Шток аммо держим либо торксом с торца, либо, если аммо точно под замену, можно газовым ключом прямо за шток.
13. Снимаем сверху все что есть, снимаем пружину, снимаем с нее стяжки.
14. Берем новую пружину, стягиваем ее стяжками, ставим ее на стойку, надеваем пыльник и отбойник, ставим сверху все, что было и держа с торца торксом шток аммо закручиваем гайку ключом на 18. В Хайнесе написано, с каким моментом эту гайку закручивать, но я так и не смог придумать, как это сделать, не имея нормального воротка для торксов и не вращая шток. В принципе затянул и ладно. Гайку Хайнес рекомендует менять. В комплекте со стойками были гайки, но я одну потерял. :-( Потому поставил одну старую. Но
она была почти как новая, даже не поржавела почти...
15. Собранную стойку пытаемся вставить обратно. Если не получается - значит стягиваем пружину еще сильнее. Наша задача - завести упор амортизатора на балку. Завели? (у меня с первого раза не получилось, пришлось штатным домкратом приподнимать ступицу под барабан, упирать стойку в кулак ступицы и переставлять гидравлический домкрат. Тот, что на колесиках был бы очень кстати...). Прикручиваем верхнюю опору к кузову головкой на 10 с удлинителями. Момент - примерно 30 Нм.
16. Приподнимаем домкратом кулак ступицы под стойку и вставляем стойку в кулак. Центруем (подворачиваем) стойку так, что бы "ключ" на стойке входил в разрез кулака ступицы и начинаем поднимать кулак на пару сантиметров. Стойка начинает заходить в кулак. Если не начинает - легкими ударами молотка сбоку по кулаку "помогаем ей". И так до вхождения стойки в кулак и совмещения выреза в "ключе" и отверстия в кулаке.
17. Головкой на 18 затягиваем болт (берем новый), предварительно желательно прогнать резьбу метчиком. У меня метчика не нашлось, закрутил как есть, только побрызгал ПР-ом в резьбу и сжатым воздухом дунул, что бы грязь вылетела. Момент затяжки около 85-90 Нм. На самом деле он указан в Хайнесе немного другой, но в этих пределах.
18. Снимаем стяжки с пружин.
19. Опускаем домкрат и вытаскиваем его из-под кулака. Крепим провод от датчика АБС на стойку. Шланг тормозной заводим в кронштейн и отгибаем кронштейн пассатижами, что бы шланг прошел внутрь кронштейна. После чего загибаем кронштейн обратно и ставим пружинку на место. Шланг держится.
20. Идем на другую сторону и повторяем пп 4-19
21. Вставляем стойки стаба в рычаги (втулки меняем, если надо) и прикручиваем головкой на 15 гайки, придерживая стойку стаба ключом на 11 или газовым ключом . Момент 35 Нм.
22. Ставим колесо и опускаем авто. Момент затяжки колесных гаек 85 Нм.
23. Повторяем процедуру для противоположной стороны.
Для любителей потреблять пиво в процессе работы - вставляете его между теми пунктами, где считаете необходимым. :-))) Я бы и сам не противд, да гараж чужой, машину не оставишь. Надо на стоянку гнать. А после пива езжу только на пассажирском сидении.
Что было.
1. Стойки обе были "пустые", шток болтался внутри. В принципе и так было понятно, по раскачке кормы.
2. У обеих пружин сломаны нижние 1/2 витка. А при визуальном осмотре незаметно было...
3. Разбиты отбойники и порваны пыльники. Это было видно.
4. Втулки стоек стаба тоже поменял. Потрескавшиеся были.
5. Сами стойки стаба еще не пришли, нет в наличии их у нас. Придут - поставлю. Пока езжу с открученным стабом. Благо только до работы и обратно, 5 минут не спеша.
6. Осмотр визуальный сайлентов и дерганье рычагов успокоило. Все пока живые.
Результат работы.
Раскачки кормы больше нет.
Стуки исчезли кроме одного, аптечка по багажнику летает, надо куда нибудь ее
закрепить. :-)
"Лежачих ментов" которых до замены проезжал почти на нулевой скорости - на 20 чуть чуть качнуло.
Задница поднялась на 5 см в точке заднего упора для домкрата.
Alexey Trokhin.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.