- Понятие автоматической трансмиссии (АКПП)
- Гидротрансформатор в АКПП
- Планетарные ряды в АКПП
- О тормозах и фрикционах в АКПП
- Гидравлическая система автоматической трансмиссии (АКПП)
- Переключение передач в АКПП
- Механизмы подстройки давления в АКПП
- Дополнительные механизмы в АКПП
- Особенности автоматической трансмиссии с электронными средствами управления и контроля (ЭУ-трансмиссия)
В разделе "О тормозах и фрикционах" уже объяснялось, что изменение передаточного числа планетарного ряда, то есть переключение передач, осуществляется путём блокирования и разблокирования различных элементов планетарного ряда с помощью тормозных лент и фрикционов. В зависимости от условий вождения, заданных водителем путём выбора определённого положения ручного клапана, клапаны переключения передач приводят в действие тормоза и фрикционы, которые блокируют (разблокируют) необходимые для включения (выключения) конкретной передачи элементы планетарного ряда АКПП ( рис. 25)
Рис. 25.
1. Маховик двигателя 2. Гидротрансформатор 3. Передний фрикцион 4. Тормозная лента 5. Задний фрикцион 6. Соединительный элемент 7. Эпицикл 8. Водило (переднее) 9. Сателлит 10. Тормоза заднего хода и пониженной передачи 11. Водило (заднее) 12. Обгонная муфта 13. Выходная шестерня 14. Шестерня холостого хода 15. Парковочная шестерня 16. Масляный насос
В таблице, приведенной ниже, показано, какие в общем случае тормоза и фрикционы задействуются при выборе определённого положения ручного клапана, при включении различных скоростей, а также передаточное отношение в трансмиссии при включении разных передач (задействованные элементы отмечены знаком " + "):
Положение ручного клапана и включён-
ные передачи | Передаточное отношение в трансмиссии | Фрикцион | Тормоз пониженной и передачи заднего хода | Сервопривод тормозной ленты | Обгонная муфта |
| | перед | зад | | вкл | выкл | |
P | - |
|
| + |
|
|
|
R | 2,400 | + | | + |
| + | |
N | - |
|
|
|
| | |
D | 1 | 2,841 |
| + |
|
|
| + |
| 2 | 1,541 |
| + |
| + |
|
|
| 3 | 1,000 | + | + |
|
| + |
|
2 | 1,541 |
| + |
| + |
|
|
1 | 2 | 1,541 |
| + |
| + |
| |
| 1 | 2,841 |
| + | + |
|
|
|
Теперь рассмотрим на общем примере вкратце работу гидравлической системы трансмиссии при включении различных передач.
Положение D (1 - я передача).
При выборе водителем положения D ручного клапана линейное давление масла, нагнетаемое масляным насосом, подаётся от линии 7 в линию 1 (рис. 26) и прикладывается к заднему фрикциону, включая его. Включённый задний фрикцион и обгонная муфта обеспечивают блокировку элементов планетарного ряда, необходимых для включения данной передачи.
Положение D (2 - я передача).
Когда скорость автомобиля увеличивается, увеличивается давление, создаваемое регулятором, что приводит к включению клапана переключения 1 - 2 передачи. При включении этого клапана линейное давление от линии 1 (рис. 27) через линии 8 и 9 подаётся в полость включения сервопривода тормозной ленты. При зажатии тормозной ленты соединительный элемент блокируется на корпус АКП.
Положение D (3 - я передача).
С дальнейшим увеличением скорости автомобиля давление, создаваемое регулятором, становится достаточным для включения клапана переключения 2 - 3 передачи. При включении этого клапана линейное давление через линии 3 и 10 прикладывается к переднему фрикциону и в полость выключения сервопривода тормозной ленты (рис. 28). Тормозная лента отпускается, блокировку необходимых элементов планетарного ряда осуществляют передний и задний фрикционы.
Примечание. Приведенный пример носит общий характер. Для каждой конкретной АКП характерны свои передаточные отношения при переключении передач, свои тормоза, фрикционы и элементы планетарных рядов, которые обеспечивают включение (выключение) каждой передачи.
Принцип действия клапана переключения передач.
В зависимости от условий вождения автомобиля АКП выполняет те же самые операции, что и водитель при вождении автомобиля с обычной коробкой передач, то есть включает повышенную передачу при разгоне автомобиля, включает пониженную передачу при торможении автомобиля, преодолении им крутых подъёмов или при перевозке автомобилем больших грузов.
В гидравлической системе АКП механизмом, который непосредственно осуществляет переключение передач, является клапан переключения передач. В 3 - скоростной АКП таких клапанов 2: переключения с 1 - ой на 2 - ю и переключения со 2 - ой на 3 - ю передачу. В 4 - скоростной АКП к упомянутым двум клапанам добавляется третий: переключения с 3 - й на 4 - ю передачу. Рассмотрим принцип действия клапана переключения передач.
Предположим, что дроссельная заслонка двигателя открыта на определённый угол и автомобиль движется на низкой передаче. При этой передаче суммарная составляющая силы пружины Fa , давления, создаваемого дроссельным клапаном Fb и линейного давления Fc , прикладываемых к золотнику клапана переключения передач, вынуждает его перемещаться вправо (рис.29). При увеличении скорости автомобиля пропорционально увеличивается давление Fd , создаваемое центробежным регулятором, которое, преодолевая суммарное воздействие сил Fa , Fb и Fc , вынуждает золотник перемещаться влево. При определённой величине давления Fd золотник переместится влево настолько, что откроется канал, через который линейное давление масла поступит к исполнительным механизмам (тормозам и фрикционам), включающим следующую повышенную передачу. Как только скорость автомобиля уменьшится, давление Fd , создаваемое центробежным регулятором, также уменьшится и золотник клапана под действием сил Fa , Fb и Fc снова переместится вправо, перекрывая канал для линейного давления масла. Повышенная передача выключится.
При торможении автомобиль переходит на пониженную передачу на скорости, которая примерно на 5 км/ч меньше скорости перехода от данной пониженной передачи на следующую повышенную. Это улучшает управляемость автомобилем и снижает расход топлива.
|
 |
Рис. 26. Работа гидравлической системы автоматической трансмиссии при включении 1-й передачи |
 |
Рис. 27. Работа гидравлической системы автоматической трансмиссии при включении 2-й передачи |
 |
Рис. 28. Работа гидравлической системы автоматической трансмиссии при включении 3-й передачи |
 |
Рис. 29. Принцип действия клапана переключения передач |
|