Перейти к содержанию
Партнерские сервисы
Kузовной ремонт и запчасти на пр. Вернадского (495)-222-6064 Cервис у Пчела оригинальные запчасти кузовная станция IDS +7 495 6406454
ТрансЛаб - 20 лет опыта в ремонте АКПП и ДВС Форд. 8-(495)-136-76-16 (телефон/WhatsApp) Форд Центр "ПИЛОТ" на Волгоградском проспекте. тел. (495) 785-06-65
  • Ford-Mondeo как комплекс ощущений


    macar

    Моему Ford-Mondeo - пять лет: в сентябре 1997 года он сошел со «стапелей» Кёльнского завода и, спустя четыре с хвостиком года, стал моим самым дорогим движимым имуществом и, как водится, предметом автомобильного культа.

    Как и миллионы автовладельцев во всем мире, я люблю свою машину и немножко боготворю её, но, как и у десятков тысяч российских автовладельцев, мой «предмет культа» – не новинка мирового автопрома, а его вчерашний день. Однако «бедность – не порок», как заметил великий драматург, и мои чувства от обладания подержанным авто не становятся беднее. Более того, как бы в награду за «бэушность», таким как я доступно то, чего напрочь лишены владельцы новых авто: радости и разочарования исследователя автомобильного прошлого, сравнимые, быть может, только с радостями и разочарованиями археолога, откопавшего бесценный глиняный черепок, никому, кроме него, не нужный!

    Время от времени любые чувства обостряются и норовят принять иную форму. Мои записки, появившиеся по случаю пятилетия Mondeo, это и есть «иная форма» моей любви к автомобилям и результат исследований их прошлого. Как считают мои друзья, они созвучны чувствам других автовладельцев и поэтому могут оказаться полезными им, например, в качестве автомобильного «чтива» или темы для общения.

    Вот, собственно говоря, причина появления этого «исследования», не претендующего на научность и техническую грамотность. В связи с этим я хочу сразу же просить прощения у подкованной публики за возможные ляпы в повествовании, а также за абсолютно бессистемное употребление слова «Mondeo» то в женском, то в мужском роде.

    Возраст – дело тонкое.

    Мой приятель однажды познакомился с девушкой и был счастлив знакомству до тех пор, пока не узнал ее возраст. Оказалось, что девушка старше его на десять лет. Я спросил его: «Что тебя останавливает? Она прекрасно выглядит и даст сто очков вперед твоей ровеснице!». На что он грустно ответил: «Старик, а что будет через 20 лет?».

    Лет шесть назад я решил прикупить себе иномарку. И не абы какую, а семерку БМВ! Решение прикупить БМВ родилось не от собственной «крутизны» и не потому, что я что-то в этом шарил, и посему именно она и была мне нужна, а потому, что ничего в иномарках не понимал, а в попавшемся мне на глаза объявлении меня устроила цена и, как нынче модно сказать, – бренд!

    Когда продавец выкатил из гаража шикарный когда-то лимузин и прокатил меня по двору, я сразу решил его купить. Меня не смутил ни обшарпанный салон, ни матовый от многочисленных царапин кузов, ни сказка о том, что машина принадлежала всего пару лет назад послу Германии в Австрии. Мы хлопнули по рукам, я отдал задаток, а спустя неделю случайно выяснил, что машина на пять лет старше своего паспортного возраста! Пришлось обратиться в суд, где я и привел в качестве решающего аргумент моего приятеля: «Уважаемый Суд, - сказал я, - мне нужна машина не на один год, а представьте, что с ней будет через 10 лет!». Судья подумал и согласился с тем, что 8-летняя машина прожила бы еще 10 лет, а 13-летняя - уже нет, даже если на ней ездил сам г-н Посол.

    К счастью, выяснить «паспортный» возраст Mondeo с точностью до месяца оказалось несложно, так эти данные заложены в WIN, расшифровку которого я легко нашел в инете. Сложнее было убедиться в том, что реальный возраст совпадает с паспортным, и что за этот срок с машиной не происходило ничего такого, что способно навсегда омрачить счастье ее новоиспеченного владельца.

    Сервисной книжки с машиной не было. Меня это обстоятельство насторожило, как и ее литовское таможенное происхождение, и неровные цифры на одометре, и заключение экспертизы о не читаемости номера двигателя в результате коррозии. Но машина выглядела свежо и продавец, как водится, настойчиво убеждал меня в ее недавнем германском прошлом и юридической стерильности.

    Одометр показывал 62 тыс. км. Если отнять пару тысяч на перегоны из иноземья, то на дату продажи она не проехала и 60 тыс. «Делим» пробег на возраст и получаем, если без обмана, весьма умеренную эксплуатацию машины, характерную для семейного авто. Впрочем, «подделка» пробега меня не сильно смущала. Эта машина была не первой б/у иномаркой в моей жизни, и я хорошо знал, что состояние машины не напрямую определяется пройденным ею «километражом».

    Во время тест-драйва машина вела себя хорошо, не норовила вильнуть в ту или иную сторону, не стучала и не гремела, прекрасно разгонялась, заставляя поверить в соответствие шильдика «2.0» имеющемуся у нее двигателю. Более аргументов «за» ее покупку у меня не было, если не считать «приверженность» марке (так как у меня когда-то был ее предшественник Ford-Sierra – любимый автомобиль всей семьи), цвет (шоколадный) и устраивающую меня цену (об этом – отдельно).

    Реальный возраст автомобиля – в его истории, а вот она то и скрыта чаще всего за семью печатями. Как ни странно, но дилемма «купить - не купить» конкретный подержанный автомобиль зачастую оказывается решенной на эмоциональном, а, стало быть, глубоко подсознательном уровне. У меня с некоторых пор одним из решающих факторов выбора авто стало мнение жены, ничего не понимающей в технике, но чувствующей ее биоэнергетику.

    «Биополе» автомобиля как фактор покупки.

    Нашей первой семейной иномаркой оказался, к счастью, не потрепанный БМВ с «липовыми» документами, а заурядный Ford-Sierra. До него были «Жигули»: «копейка», «шестерка», «семерка». На последних Жигулях всевозрастающий ВАЗомодельный ряд в нашей жизни закончился: мы попали в аварию, к счастью, отделавшись лишь испугом, и посчитали, что лучше продать останки, чем восстанавливать несчастливую машину. Жена, вынужденная ездить на машине по делам, рассказывала, как садилась на заднее сиденье и сжимала зубы, чтобы не показать окружающим страх. Исцеление пришло неожиданно и так, как не мог предугадать никто.

    Однажды нас пригласили на дружескую вечеринку, на которой по случаю произошло и «обмывание» только что пригнанной из Германии машины. Ею оказался немного чопорный Ford-Scorpio в парадном белом кузове, напичканный кучей малознакомых российскому автолюбителю и посему «ненужных» примочек: АБС, катализатором, круиз-контролем, аэрбегом, серворулем с гидроусилителем, бортовым компьютером…

    10-летний возраст Scorpio и 140 тысяч км пробега плохо вязались с его внешним видом: на кузове ни одной царапины, салон как новый. В автомобиле ничего не громыхало и не скрипело, всё, что должно было работать по версии завода-изготовителя, работало, все примочки были исправны.

    Автомобиль произвел на нас неизгладимое впечатление, но не воплощенными в нем техническими достижениями, до понимания которых мы тогда еще не доросли, а возникшими от знакомства с ним ощущениями. От машины веяло прочностью, спокойствием, надежностью и домашним уютом.

    Можно верить, можно не верить, но каждая машина имеет «свою» энергетику, доставшуюся ей от прежних владельцев. Когда-то купленный нами б/у ВАЗ-2107 всегда был холодным и чужим, и не было ничего удивительного в том, что мы кувыркнулись в нем на заснеженном шоссе, а первая моя, также б/у, «копейка» до сих пор вызывает ностальгические чувства в доску своей и удобной, как разношенная обувь, вещи.

    Посмотрев Mondeo утром, вечером того же дня на ее осмотр я отправил жену. Посидев в салоне и, ощутив ее энергетику, жена покупку одобрила: как когда-то Sierra, Mondeo оказалась спокойной и доброй, что и засвидетельствовали ее биорецепторы.

    Через день после технического и биоэнергетического осмотров, покупка была совершена (история об этом, небезынтересная и в чем-то стимулирующая мое желание побольше узнать о машине, была опубликована в “зарулевском” форуме. Все последующие дни стали, без преувеличения, исследовательскими, окунув меня на два месяца в изучение прошлого и настоящего теперь уже моего Ford-Mondeo.

    Подкапотные раскопки.

    В первую очередь я исследовал подкапотное пространство. Двигатель был покрыт ровным слоем пыли и ни одной течи этот превосходный индикатор – пыль – не обнаружил. Ничто не выдавало признаков постороннего вмешательства и казалось “родным”: навесное оборудование, шланги, трубки, ремни.

    Никелированный щиток над выхлопным коллектором был в ржавых пятнах. Я протер его растворителем ржавчины – щиток потускнел, но ржавчина исчезла, оставив после себя только мелкие точки. Так лучше. Глядя на щиток, я подумал, что номер на агрегате, расположенный значительно ниже щитка, мог действительно поржаветь и не читаться.

    Спустя пару недель, когда мне удалось заехать на подъемник и посмотреть на номер, я пришел к выводу, что он не сильно пострадал, как сказано в заключении эксперта, и читаем, но сделать это в обычных условиях стоящего на земле авто не представляется возможным. Даже в описании Ford-Mondeo сказано, что для проверки номера двигателя неплохо бы поднять передок… Интересно, как они себе это представляют в условиях проверки, скажем, во время операции типа “Вихрь-антитеррор” на дороге?!

    С особой тщательностью мною были обследованы головки болтов крепления крыльев. В какой-то книженции я прочитал, что головки болтов – надежный критерий по определению “битости” машины. Если их откручивали – это заметно. А если откручивали, значит, ремонтировали. “Мои” головки были в идеальном состоянии и я поставил жирный плюс в “копилку” плюсов моего авто.

    Никаких бирочек, указывающих на сорт залитого масла, не нашлось. По внешним признакам масло мне показалось синтетическим или полусинтетическим, но точно - не минеральным. С последним я имел дело на всех без исключения предыдущих машинах и представляю, как оно выглядит после пробега хотя бы одной-двух тысяч км.

    Мои теоретические изыски (звонок на фирменный сервис, исследование интернета) привели меня к выводу о необходимости применения синтетического масла, и я остановил свой выбор на “ВР”: Wisco-5000 FE SAE 5W30. Купив масло, я отлил милиллитров двадцать в пробирку, и добавил в нее масло из мотора. За пару часов масла без видимых осадков перемешались. Потом я нагрел пробирку на газу и убедился, что смесь не дает осадков при нагревании.

    Конечно, смешение масел при высокой температуре в самом двигателе могло иметь иные последствия, но мне было важно убедиться в том, что хотя бы при этих условиях масла смешиваются. Смысл исследования объяснялся просто: я не сторонник промывок двигателя при заливке свежего масла и считаю, что применение любых промывочных средств, включая промывочное масло, вредно.

    С трепетом настоящего исследователя я вскрыл коробку воздушного фильтра, ожидая разузнать тайны здоровья двигателя. Увы, меня ждало «разочарование»: фильтр был почти в идеальном состоянии. Гофра была умеренно забита пылью, и следов масла на ней не было. Под фильтром, в месте подвода трубки отвода картерных газов, лежал поролоновый кубик, который рекомендуется промыть при смене воздушного фильтра. Я не пожалел на него 50 мл хорошей самарской водки, но можно было бы и не делать этого – он был чистым.

    Что делать, надо ставить еще один плюс состоянию машины, что я и сделал с оговоркой «время покажет» – а вдруг фильтр заменили в Литве и не пройдет и месяца, как мне придется менять сальники клапанов. К счастью, оговорку я через некоторое время зачеркнул, изучив состояние свечей и наблюдая за уровнем и изменением цвета залитого масла: спустя 4.000 км, пройденных Mondeo под моим чутким наблюдением и достаточных для серьезных выводов, уровень масла не изменился, а цвет его постепенно превратился из золотистого в умеренно коричневый, но не черный.

    С каждой покупкой машины, а мне достаются, как многим, б/у, я взял за правило менять свечи (а равно резину, фильтры, ремни и залитые ранее жидкости). На Ford-Mondeo свечи – платиновые, а, стало быть, дорогие. Но правило есть правило, и я не собирался от него отступать. Спустя неделю, я купил замечательные свечи “Denso”, выложив за них по $7,9 за экземпляр, и уже хотел их поставить, но… не смог снять со свечей на двигателе даже резиновые наконечники проводов!

    Сколько я не пытался вытащить их, у меня ничего не получалось – не хватало сил, а поддевать их острой отверткой мне не хотелось – боялся повредить. Пришлось ездить еще неделю, пока не попал к «своему» механику, который в секунду вытащил и наконечники, и сами свечи. Но разгадка была, как водится, проста: он менял свечи на горячем двигателе, а я пытался содрать наконечники с холодного. Мастер, однако!

    Нужды в замене свечей не было. Стоявшие на машине оригинальные свечи «Motorkraft», были в отличном состоянии, за исключением одной, на которой мой механик якобы что-то обнаружил, но мне ЭТО увидеть не удалось. Ни на одной свече не было выработки контактов или их обгорания, цвет - темно-коричневый, все четыре имели одинаковый зазор. Тем не менее, мы заменили свечи на новые, которые проработали ровно два часа и были вновь заменены на «родные».

    Нет, с ними ничего не случилось и, полагаю, на зиму я их поставлю опять. Но когда я покинул механика, двигатель вдруг стал «троить», потерял мощность, и я, донельзя огорченный, погрешил на свечи, так как кроме них и масла с фильтром ничего не менялось. Добравшись до дома, я немедленно вывернул японское чудо и поставил немецкое. Двигатель заработал как часы, но… дело было не в свечах, что я просек уже «задним умом», а в наконечнике провода высокого напряжения на 4 цилиндре, который мой механик не до конца «утопил», и он неплотно был соединен со свечой.

    По состоянию свечей я предположил, что пробег в 60.000 км, скорее всего, реален. Две предыдущие машины, доставшиеся мне с пробегом в 100.000 км, имели выработку свечей и иной внешний вид. Но: 1) на тех машинах не стояли платиновые свечи, имеющие иные характеристики и срок службы, 2) их двигатели работали на минеральном масле, имеющем иные угарные свойства. Несмотря на спорность вывода, по состоянию свечей я поставил Mondeo плюс.

    «Салонные штучки».

    Наряду с исследованием подкапотного пространства, я устроил чистку салона и, конечно же, его тщательный осмотр сродни археологическим раскопкам. Каждая из купленных мною и обследованных машин имела свои, только ей присущие, особенности салона, рассказывая по сохранившимся продуктам жизнедеятельности о прошлом хозяине и его привычках. Не стал исключением и салон Mondeo, поразив меня обнаруженными во всех мыслимых и немыслимых местах тремя ингредиентами незаводского происхождения: остатками печенья, изюма и фантиков от конфет.

    Вдобавок к остаткам сладостей, в нише передней панели, напротив кресла пассажира, обнаружились следы пролитых жидкостей, скорее всего, соков. Вымывать их пришлось долго и тщательно, очевидно, они были пролиты не вчера. Аналогичный вывод я сделал и исследовав покрытие пола – оно было в пятнах от пролитых все тех же, скорее всего, соков. Кстати сказать, чистка импортным средством из баллончика, предназначенным для ковров, а потому дешевле, чем автомобильные аналоги, в два раза, дала просто изумительный результат – салон стал как новый.

    Сам собой напрашивался вывод о принадлежности авто семейству с мелким ребенком, а то и двумя. Последнее, как мне показалось, вытекало и из состояния пластиковых панелей салона, находящихся вблизи заднего сиденья: на них обнаружились множественные еле заметные бессистемные царапины, да в таких местах, в которых взрослый, даже при желании, их сделать не смог бы, но ребенок с игрушкой в руках – легко.

    На нередкое наличие в машине детей указывало и то, что в ней отсутствовал прикуриватель. Имей я детей, я бы тоже убрал его подальше. А убрав, вряд ли нашел при продаже. Очевидно было и то, что прикуриватель не был нужен по своему прямому назначению: контакт гнезда был девственно чист и было очевидно, что в машине редко курили - потолок был запылен, но не пожелтел, а после сухой химчистки стал выглядеть как новый.

    И наличие детей, и “не курительный салон” были оценены мною положительно, за что я поставил покупке плюс, предполагая, что эксплуатация машины как семейного средства передвижения более полезна ей, чем эксплуатация неженатыми мужчинами или незамужними женщинами или, что еще хуже, как такси или служебной машины.

    Также в царапинах, но более глубоких, оказалась пластиковая накладка на пороге водительской двери вдоль кресла. Скорее всего, это – следы постоянного размещения там механического противоугонного средства. Это обстоятельство я тоже поставил “в плюс”, отметив заботливость и бережливость бывшего хозяина или хозяйки машины.

    С первого дня покупки машины, не знаю уж почему, мне не давала покоя дата ее реального изготовления. Обследуя салон, я обнаружил на ремнях безопасности и многих пластиковых изделиях (съемных панелях) дату – “9.97.” Ясно, что машина не могла появиться раньше, чем ее часть, и это обстоятельство меня удовлетворило сполна.

    Состояние резиновых накладок на педалях, на что принято обращать внимание при исследовании возраста авто и его пробега, было лучшим, чем накладки на педалях предыдущих моих машин, прошедших на дату их покупки по 100.000 км. Чуть истертыми оказались только края.

    Шаг за шагом я приходил к выводу, что мне достался приличный экземпляр автомобиля

    Сюрпризы багажника.

    Собственно багажника в хетчбеке, как известно, нет, есть часть салона, отделенная спинками задних сидений, которая используется в качестве багажного отсека. Конечно, я не ожидал, что именно там меня будет ждать самый большой и самый приятный сюрприз.

    Во всех прошлых своих б/у-иномарках я находил в багажнике девственно чистый домкрат и нетронутый с даты изготовления нехитрый инструмент (колесный ключ), поэтому аналогичная находка в багажнике Mondeo меня обрадовала, но не удивила. А вот запасное полноразмерное колесо заставило радостно забиться сердце и окончательно уверовать и в 5-летний стаж машины, и её шестидесятитысячнокилометровый пробег.

    Дело в том, что в колесном отсеке лежало пятое колесо той же модели (Michelin-Pilot), что стояли на машине. Но! На нем осталась нетронутой бумажная на клейкой основе фабричная бирка! Другими словами, запасным колесом ни разу не пользовались! Стоявшие же на машине шины имели нормальный для 60 тыс. км износ: на передних шинах от 10 мм протектора осталось 4 мм, на задних – 5 мм. Замену шин я исключил еще по одной причине: эта модель шин перестала выпускаться пару лет назад, поэтому, если бы вдруг потребовалось заменить все шины, их пришлось бы, скорее всего, менять на другую модель.

    Правило - заменить шины на новые – я не нарушил, и купил новые, а также и литые диски. Старые шины оказались еще способными продаться, и я за них выручил 1800 рублей. В газете что-то подобное продавали и за 2500 руб., но мне было важнее продать быстро, что я и сделал. Получив старые шины в руки, я самым тщательным образом их осмотрел, и нашел, что они не имели ни одного пореза или прокола (об этом догадывался, так как запаску не доставали) и износились очень ровно. Отсюда следовало, что геометрия машины не нарушена и находится в пределах заводских параметров.

    Последнее было подтверждено позже, когда я, наконец, выбрал время и заехал на «развал-схождение». До этого мне приходилось судить о геометрии только по ощущениям. Но и они меня не обманули: машина четко держала прямую, позволяя двигаться без подруливания столь долго, сколь ровной была дорога.

    Мастер, проверявший «развал-схождение», с удовлетворением заметил, что мне повезло, а когда залез под машину проверить затяжку гаек – даже присвистнул: «Никогда не видел такого картера!». Я тут же залез к нему, но ничего особенного не нашел. Снисходительно похлопав меня масляной рукой по плечу, он ткнул пальцем в самую низкую выступающую часть поддона картера и объяснил: «Ни одной вмятины! Очень аккуратные фрицы, не ездили где попало!».

    Кстати, мастер поведал мне поучительную историю, заставив иначе взглянуть на процедуру замера «развала-схождения». Оказалось, что битую и идеально восстановленную машину «развал-схождение» определяет на раз, так как заводскую геометрию восстановить практически невозможно, да и никто этим не занимается, так как битую машину лучше продать, сделав обычный кузовной ремонт. Он ткнул пальцем в висевший на подъемнике «Пассат» и сказал: «Третий мужику пригоняют. Два предыдущих битые были, но определить на глаз не смогли. Теперь, сначала на геометрию гонит, а уже потом деньги платит».

    «Интимные» подробности.

    Самая «интимная» часть автомобиля – его днище. Как ни заглядывал я под бамперы, как ни выкручивал руль, увидеть «подбрюшье» не удалось. Я рискнул и купил машину на веру, не загоняя, как предыдущие, на подъемник, хотя именно здесь меня могли поджидать самые неприятные сюрпризы.

    Машину удалось поднять только через две недели после покупки. Сначала на «развале-схождении», а потом и по-настоящему, для осмотра и замены масла. Мнение мастера, производившего измерение «развала- схождения», меня воодушевило, и я уже не допускал мысли, что снизу обнаружится что-то неприятное. Две недели я накатывал «километраж», и понимал, что ходовая исправна. Тем не менее, обследовать машину снизу – это мечта настоящего автоисследователя.

    Каждые полгода независимо от пробега я меняю масло и, соответственно, делаю осмотр. Сначала машину смотрит мастер, а потом я прошу лампу и тщательно обследую каждый сантиметр днища. За долгие годы я уже кое-что начал понимать, и в оценке «исправно – неисправно» мы с мастером чаще всего сходимся. Но в осмотре вновь приобретенной машины меня интересуют вещи, которые подчас не имеют никакого отношения к исправности машины и мастеру они, как бы это точнее сказать, параллельны.

    В первую очередь я отметил, что масляный фильтр – «родной», от «Motorkraft». Это ни о чем не говорит, но соответствие рекомендациям завода меня порадовало. Передние тормозные колодки оказались в норме, задние – даже не стал смотреть. Все без исключение пыльники, шланги – без трещин, в хорошем состоянии. Выхлопная труба – без замечаний. Ни одной вмятины не только на поддоне картера двигателя, но и на днище. Заводская антикоррозийка в некоторым местах повреждена ударами камешков, но незначительно, я сделал вывод, что делать антикоррозийную обработку не буду.

    О хороших условиях эксплуатации поведал и топливный фильтр. Он находится в углублении, но открыт снизу. Протерев его от пыли, я обнаружил на нем хорошо сохранившиеся заводские надписи, которые не были бы видны и после одной русской зимы. Замену фильтра я исключил, так как она предусмотрена лишь после 96.000 км.

    Скорее всего, хозяин машины аккуратно наведывался на сервис, о чем можно было догадаться, например, по дате замены салонного фильтра. Его меняют каждые 32.000 км или через два года. Дата изготовления фильтра, стоявшего на машине, - июль 2000 года. Полагаю, что его поменяли в сентябре – октябре 2000 года, когда пробег машины действительно мог быть 32-34 тыс. км, а до следующей замены она не дотянула, так как была продана.

    Когда я купил свою первую иномарку с сервисной книжкой в придачу - я был поражен тем, насколько аккуратно первый и второй владельцы посещали сервис. Заметил также, что первый хозяин расстался с машиной как раз по истечении гарантийного срока (50.000 тыс. км). А второй хозяин (точнее, хозяйка, фрау Petra), встав на обслуживание в тот же сервис, удостоилась бонуса – гарантийный срок ей был продлен. Не исключаю, что по той же схеме – почти сразу после истечения гарантийного срока - был продан и Mondeo. Но на этот раз машина отправилась в Россию, а в России бонусами пока не удостаивают.

    Еще одна «интимная» часть в автомобиле – внутренняя сторона стальных колесных дисков (на легкосплавных она легко просматривается снаружи). Обычно она становится доступной, когда машина поднята на подъемнике, но со сменой колес диски оказались у меня в руках, да еще и без шин. Лучшего состояния предмета исследования просто не бывает. Осмотр дисков меня тоже порадовал – практически на всех сохранилась заводское покрытие с незначительными точками ржавчины. Передние были более изношены, чем задние, что и понятно. На правом, в частности, – несколько неглубоких задиров – следы наезда на бордюр. Об этом же свидетельствовал и колпак на этом диске – в одном месте пластик был выщерблен.

    Кстати сказать, колпаки на дисках - тоже неплохой показатель условий эксплуатации машины. На предыдущих моих машинах колпаки после 100 тыс. км были потрескавшиеся или облупившиеся, а на Mondeo колпаки даже сохранили блеск лакового покрытия.

    Колесными исследованиями я остался доволен, повесил на диски бирки для идентификации их места на машине, а колпаки убрал насовсем - поставлю на зиму отечественные. Как я убедился на собственном опыте, они не представляют интереса для коллекционеров вещей с фирменными лейблами!

    О пользе исследования внешности.

    Внешность автомобиля как раз и послужила той приманкой, на которую я клюнул уже давно. «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» – это не про меня. Меня в автомобилях всегда привлекали плавные линии, «припухлости», чем как раз и был хорош рестайлинговый Mondeo 1997 года с почитаемым мною кузовом “хетчбек”. В сентябре 1997 году, когда я покупал Ford-Sierra, я мечтал купить обновленный припухлостями Mondeo, уже завоевавший титул “автомобиль года”. Парадокс судьбы: именно в сентябре 1997 года мой будущий Mondeo и был изготовлен!

    Исследование внешности – самый доступный вид исследования прошлого автомобиля. С некоторых пор я полюбил его, так как убедился, что он дает подчас очень точные результаты. С год назад коллега похвастался благоприобретенным БМВ. Договорились посмотреть. Подходя к машине под углом сзади, я обратил внимание на слегка нарушенную линию левого дверного проема: никелированному обводу не хватало каких-нибудь пяти миллиметров, чтобы лечь в отведенное ему место. Огорчать коллегу не стал, так как состояние кузова было изумительным, но подумал: «Так не бывает. Битая!». Спустя полгода коллега глупо попал в аварию и помял крыло и дверь. После ремонта, на вопрос: «Все ли нормально?» мастер флегматично заметил: «Дык битая она у вас была в левую среднюю стойку, а так все нормально!».

    Сколько я ни отходил от Mondeo на расстояние и ни приближался к ней под разными углами при первом осмотре – результат был одним и тем же: безупречные линии, правильные симметричные обводы, одинаковые зазоры дверей, багажника, капота, идеально подогнанные бамперы. Видную только в отраженном свете вмятинку нашел спустя несколько дней на правом заднем крыле. После двух-трех моек, смывших «макияж», отчетливо обнаружились естественные неглубокие сколы на капоте и мелкая поцоканность переднего бампера. Как ни крути, минимум 60.000 км машина проехала и это – ее естественная амортизация. На оставшейся части кузова краска сохранилась превосходно, поражая своей девственностью. До сих пор не понимаю, как у них моют машины! Впрочем, на днях заехал на мойку, на которой тряпками и губками кузов не трут: обрызгали машину шампунем из агрегата и смыли. Осмотрел - вроде бы чисто, хотя перед этим весь день ездил под дождем.

    Средства, применяемые перегонщиками для замазывания мелких сколов, нередко самые простые – восковые карандаши и даже фломастеры. Я пошел по другому пути и покрыл кузов двумя слоями полироли с цветонаполнителем от Turtle Wax, убив тем самым двух зайцев: и сколы замазал, и кузов отполировал. К следующему лету, скорее всего, я закажу граммов несколько краски с подбором колера и заретуширую сколы тонкой колонковой кисточкой. На предыдущих машинах этот способ давал блестящий результат, позволяя сохранять внешность машины «как новая».

    Внешности своей машины я сразу и безоговорочно поставил большой плюс. Оставалось разобраться с колесами, играющими во внешности не последнюю роль. Я уже давно пришел к выводу, что удобнее иметь комплект зимних и летних колес на дисках, а не «переобувать» машину каждый раз весной и осенью, хотя последнее экономически более выгодно. На зимние колеса у меня идут стальные штампованные диски, на летние – легкосплавные литые. Приехав в магазин, в котором у меня все мыслимые скидки на шины и диски, я остановился на литых многолучевых дисках S.R.500 от Stilauto, неплохо вписавшихся в колесные проемы.

    Некоторое время я мучился проблемой выбора – заменить 14-дюймовые диски на 15-дюймовые (хотя бы в «летнем» варианте) или нет, но потом решил, что все надо оставить, как есть. Последние, конечно, смотрелись бы эффектнее, но душила жаба (дороже и диски, и шины, а также надо что-то делать с 14-дюймовой запаской, на которой, к тому же, стоит абсолютно новая с биркой шина), а также мое глубокое убеждение в том, что лучше, чем на заводе, сделать нельзя. Замена размерности повлечет за собой изменение не только показаний одометра, но и ходовых качеств автомобиля. Я решил не рисковать.

    О звуках и запахах.

    Записывая мысли об исследовании авто, я долго не мог понять, куда логичнее всего «приткнуть» пассаж о звуках и запахах. Сначала я решил, что описание исследования звуков и запахов автомобиля должно быть частью исследования его внешности. Действительно, звук работающего мотора, скрипы салона, стуки подвески, а равно запахи – это проявление автомобиля во вне, или его «звукоароматическая внешность», но потом я пришел к выводу, что исследованию звуков и запахов надо посвятить отдельную главу.

    Звуки позволяют немало узнать о болячках и просто особенностях автомобиля. Но их нельзя услышать мгновенно, одноактно, они проявляются на протяжении времени, поэтому здесь собраны результаты ежедневных наблюдений за звуками Mondeo. Исследования запахов, как мне кажется, имеют меньшие познавательные возможности, чем исследования звуков, но позволяют иной раз узнать об автомобиле что-то необычное.

    Несколько лет назад мне попалась на глаза книжка «Твоя иномарка», в которой доходчиво рассказывалось о том, как купить б/у иномарку и не прогадать. Был там и совет о звуках, издаваемых автомобилем. Автор писал, что во время пробной поездки надо послушать машину – нет ли в ней звуков, к которым вы никогда не сможете привыкнуть. Признаюсь, я пропустил тогда этот совет мимо ушей, как мне показалось, за ненадобностью: нет таких звуков, к которым нельзя было бы привыкнуть, человек привыкает ко всему. Ан нет, есть такие звуки, в чем я и убедился на собственном опыте.

    Моей предыдущей машиной был неоднозначный в оценках «американец» Saturn. При движении по кочкам у него что-то поскрипывало в задней части машины и даже лязгало в передней, но определить природу этих стуков и скрипов я не смог, как не смогли определить их и в сервисах, в которые я наведывался по этой причине дважды. Возможно, что это «природный» недостаток модели: мне довелось проехать на другом Saturn, и я услышал знакомый до боли лязг передней подвески на сильных неровностях дороги. Так вот, привыкнуть к этому звуку я так и не смог. Каждый раз, несмотря на восхищении отдельными частями машины, например, двигателем, «лязгающий» звук разрушал в целом положительное отношение к этой машине.

    Для удобства я разделил звуки на группы: звуки, возникающие а) при движении, и б) в покое. Mondeo сразу же, уже на “тест-драйве” показал себя с наилучшей стороны в звуках “движения”: подвеска хорошо гасила ухабы, не издавая не только неприятных лязгающих звуков, но, наоборот, превращая их в упругие, приятные на “ощупь” и слух постукивания - пошлепывания. При наездах на глубокие препятствия машину ощутимо встряхивает, но “лязгающих” “стальных” звуков она не издает. Таким образом, “звуковая внешность” Mondeo оказалась комфортной и привыкать к ней не пришлось.

    Еще одно исследование я провел позже, когда появилась возможность поездить (очень медленно) по кругу: при полностью вывернутом руле вправо, а потом влево я протестировал состояние шарниров приводов. Ничего подозрительного не обнаружил, поставив им “по звуку” плюс. Удалось послушать машину и в “отраженном” звуке: нашел участок дороги с высокой бетонной стеной и пару раз прокатился вдоль – также ничего подозрительного.

    Звуки салона – самая страшная беда всех без исключения отечественных авто. В иномарках борьба с ними ведется беспощадно и на новых и относительно новых машинах салон ведет себя пристойно. В Mondeo, к счастью, салон тоже помалкивает. Лишь иногда под передней панелью – или по центру, или ближе к правой стороне -возникают непонятные мне дребезжащие звуки. Рано или поздно они “вылезут наружу”, как говаривают мастера на автосервисах, но я надеюсь найти их причину раньше, чем потребуется что-то заменить…

    Звуки “покоя” – это звуки, издаваемые заводящимся, работающим и останавливающимся двигателем, навесным оборудованием, педалями, рычагами, выключателями, прослушать и оценить которые можно только в покое. Их описанию можно посвятить отдельный труд, который, может быть, и будет полезен кому-либо, но только при условии, что его напишет профессионал. Я же – дилетант, и мое исследование свелось к поиску аномалий.

    В звуках работающего двигателя ничего подозрительного не нашлось, сколько я не гонял его на разных оборотах. А вот в звуках двигателя при его пуске (из холодного состояния) меня смутили и смущают до сих пор звуки, похожие на проскальзывание ремня генератора или, что хуже, издаваемые подклинивающим натяжителем ГРМ. Наружу звуки пока не вылезли – то есть, ничего не сломалось. Так как оба ремня я собираюсь заменить, то вскоре будет ясно, имеют ли они (звуки) к ним (ремням) отношение.

    Не очень мне нравится и звук, издаваемый, опять же при пуске холодного двигателя, стартером и сопровождающий его звук “схватывания” двигателя первыми вспышками в цилиндрах. На предыдущей машине звук стартера не выделялся в самостоятельный, а сливался со звуками “схватывания” и резко, одной вспышкой, заводил мотор. Mondeo сначала “сопит” стартером, потом “кашляет” одной-двумя вспышками, потом дружно “чихает”, как положено, всеми цилиндрами. Мотор заводится, но тут же начинает “свистеть” пару секунд ремнями (натяжителем? - см. предыдущий абзац) и только после этой звуковой подготовки становится похожим на здоровый механический организм.

    Я не исключаю, что “сопение”, “кашель” и “чихание” – естественные звуки Mondeo, так как они удивительно похожи на звуки при пуске двигателя на Sierra (на котором тоже, кстати, был 2-х литровый двигатель, хотя и с карбюратором), но, может быть, они и благоприобретенные, что я попробую выяснить уже путем “прикладных” исследований и экспериментов.

    Еще одна категория звуков движения – звуки от шин. Конечно, их только условно можно «привязать» к конкретному автомобилю, но не сказать о них нельзя. На Sierra мне повезло: летние шины Gislaved и зимние Bridgestone в размерности 185/65R13 отличались бесшумностью и придавали поездке дополнительный комфорт. На следующей машине – Saturn - не повезло. Michelin-Energy и Nokia-Hakappelita-2 (195/60R15) оказались шумными, поэтому на Mondeo (195/65R14) я сразу же решил поставить “тихие” шины, остановившись на Bridgestone: новой модели Turanza GR-50 S&S с кучей лейблов на боковине, свидетельствующих о ее исключительной бесшумности и комфортности (что оказалось абсолютной правдой – я просто влюблен в эти шины) и известной уже модели WT-17, которая, полагаю, будет «работать» не громче WT-14, которая, в свою очередь, мне хорошо знакома.

    Исследование запахов свелось у меня к вынюхиванию паров бензина в моторном масле, обнюхиванию «подозрительных» пятен и обнаружению иных, инородных автомобилю, запахов, которых, к счастью не оказалось. «Инородные» запахи могут сыграть злую шутку с новым владельцем бэушного авто, в чем я убедился на примере моих друзей.

    В прошлом году, в конце ноября, когда было уже холодно, наши друзья купили машину ($7.000) и благополучно ездили на ней всю зиму, оставляя ее «ночевать» на стоянке под открытым небом. Но весной, с наступлением тепла, ездить в машине стало невозможно, так как салон заполнялся жуткой собачьей вонью. Так как прежний владелец авто был известен, то выяснить у него существо вопроса не составило труда. Оказалось, что он часто возил в багажнике собаку - огромную овчарку! Что бедняга там делала, испытывая неудобства и стресс, можно только догадываться, но ни химчистка салона, проведенная дважды, ни химчистка багажника, проведенная трижды, абсолютного результата не дали – не так сильно, как раньше, но в машине по-прежнему пахнет псиной, а это, согласитесь, запах «на любителя».

    Экономические исследования Mondeo.

    Из литературы и уже собственного опыта мне известно, что к стоимости машины, взятой у перегонщика, надо добавить процентов 20, чтобы получилось то, что будет тебя устраивать, по крайней мере, несколько лет. Так было со всеми предыдущими моими машинами и, полагаю, будет.

    Прикидывая купить Mondeo с двухлитровым двигателем за $8.500, я хотел, в конечном счете, уложиться в $10.000. По моему мнению, это хорошая цена для полностью исправного 5-летнего автомобиля, одноклассника VW-Passat, Opel-Vectra и т.п. прекрасных авто. Я не сторонник споров о том, какая машина в этой линейке лучше, а какая хуже, но по соотношению «цена-качество» Mondeo конкуренцию составить трудно.

    При купле-продаже продавец скинул $200 с объявленной и устраивающей меня цены и за $8.300 я получил хетчбек в шоколадном металлике с двухлитровым двигателем мощностью 136 л.с., механической коробкой передач, пробегом (почти уверен) 62.000 км, укомплектованную:

    · подушками безопасности (двумя),

    · гидроусилителем руля, регулируемого в двух плоскостях (вниз-вверх, вперед-назад),

    · антиблокировочной системой тормозов (АБС),

    · кондиционером,

    · магнитолой Ford 5000 RDS F-O-N c с четырьмя колонками (не для гурманов, но очень неплохой с весьма качественным для стандартного оборудования звуком),

    · боковыми электрозеркалами с подогревом,

    · электростеклоподъемниками (на передних дверях),

    · подогревом лобового (!) стекла (эта полезнейшая в российских условиях опция была и на Ford-Sierra, и я счастлив, что она появилась у меня вновь),

    · подогревом передних сидений (оценил с наступлением холодов – “пять с плюсом”!)

    · 4-х позиционной регулировкой кресла водителя с электромотором,

    · электрорегулировкой угла наклона фар,

    · иммобилайзером,

    · центральным замком с дистанционным управлением,

    · новым полноразмерным запасным колесом.

    О катализаторе умолчу, так как “экологические удобства” для России не актуальны. Также опускаю технические особенности конструкции – машина полностью соответствует титулу “автомобиль года” середины 90-х годов, снята с производства только в 2000 г. и до настоящего времени еще продается в салонах дилеров.

    Диски Stilauto с шинами Bridgestone Turanza GR-50 S&S и их установкой мне обошлись в 24.260 руб. Шины зимние шипованные Bridgestone WT-17 – в 8.200 руб. Так как старые шины я продал, то из суммы затрат следует вычесть их стоимость - 1.800 руб., что в итоге составляет- 30.660 руб. При желании можно было не покупать литые диски и обойтись недорогой отечественной зимней резиной, а на имевшихся шинах кататься еще пару лет, но это вопрос вкуса и безопасности. О вкусах же, как известно, не спорят, а на безопасности не экономят, при наличии денег, разумеется.

    Необходимые немедленно расходные материалы мне обошлись в 5840 руб.:

    · Комплект свечей Denso – 996 руб.,

    · Фильтр масляный Fram – 130 руб.,

    · Масло синтетическое моторное Wisco-5000 FE (5 л.) – 1076 руб.,

    · Фильтр салонный (чей не помню – поставил и забыл) – 305 руб.,

    · Ремень генератора (Gates)– 650 руб.,

    · Ремень ГРМ (Motorkraft) – 967 руб.,

    · Колодки тормозные передние JURID (купил про запас, так как ставить пока нужды нет) – 946 руб.,

    · Фильтр воздушный ALCO – 176 руб.,

    · Фильтр топливный ALCO – 224 руб.,

    · Полироль Color Magic для кузова от Turtle Wax – 150 руб.,

    · Щетка стеклоочистителя и комплект резинок - 220 руб.

    Как человек, заботящейся о сохранности весьма дорогого для меня движимого имущества, я приобрел механический противоугонный замок (960 руб.), а позже установил охранную сигнализацию «Mongoose» (2850 руб.), что составило 3810 руб.

    Услуги, без которых мне было не обойтись, а также платежи за постановку на учет в ГАИ, техосмотр, уплату транспортного налога и т.п. составили 4950 руб.:

    · Оформление машины в ГАИ– 1.300 руб.,

    · Химчистка салона (с купленным мною чистящим средством) – 660 руб.,

    · Развал-схождение – 590 руб.,

    · Замена масла, фильтра, осмотр ходовой – 400 руб.,

    · Замена ремней (неспешно предстоит, так как ресурс имеющихся еще столько же, 128.000 км, но вышел рекомендуемый 5-летний срок) ГРМ и генератора в фирменном сервисе Ford – 2000 руб.

    Итого расходов, связанных с приобретением машины, оказалось на сумму 45.260 руб. Надо отметить, что во многих магазинах мне, как постоянному покупателю, давались скидки по дисконтным картам от 3 до 10 процентов, а такие расходники, как ремни и колодки, я покупал в Москве, на чем сэкономил до 50% их стоимости. Пример: ремень генератора (Gates) в Самаре – 960 руб., в Москве - 650 руб.

    Помимо перечисленного, я потратился на приобретение ящика для перевозки необходимых предметов в багажнике (знака аварийной остановки, троса, аптечки, насоса и др.) на сумму 760 руб. и планирую купить на зиму резиновые коврики, которые обойдутся мне, скорее всего, в 1.000-1.200 руб. Всего расходов получается примерно на 47.000 руб, что составляет, также примерно, $1.500.

    В составе затрат не оказалось расходов на страхование машины. Скорее всего, они бы составили немалую сумму, думаю, $500, а то и более. Но к страхованию, тому, что есть сейчас, у меня предвзятое отношение, не позволяющее мне раскошелиться. Во-первых, я совершенно убежден, что цена страховки не слабо завышена, во-вторых, работая на юридической ниве, я не раз сталкивался с недобросовестностью страховых компаний, деньги от которых удавалось получить только через суд. В результате чего я счел за благо подождать вступления в силу закона о поголовном страховании.

    Подведя итог моим экономическим исследованиям, я остался доволен их результатами и вновь поставил Mondeo плюс: мои затраты на приобретение машины и ее приведение в устраивающее меня состояние составили $9.800 - столько, сколько я мог себе позволить в нее вложить, надеясь при этом на худший, чем оказалось, результат иных исследований.

    Mondeo как комплекс ощущений.

    Каждый автомобиль я воспринимаю как «махровый» субъективист в виде «комплекса ощущений» или «образа», который, увы, ни прозой, ни стихами, ни музыкой передать нельзя – все будет однобоко, а читающий или слушающий все равно поймет по-своему, не так, как ты. Но не прикоснуться к образу, не исследовать его и через него понять ту или иную вещь, а в данном случае – автомобиль – невозможно.

    Комплекс ощущений, возникших от конкретного автомобиля, далеко не всегда определяет его выбор, но он каждый раз сопровождает тебя и, если повезло, дополняет жизнь положительными эмоциями. Моя близкая знакомая рассказывала, что ее всегда необъяснимо влекло к автомобилю, а когда она стала ездить, сначала с инструктором, а потом и сама, то не раз испытывала, сидя за рулем, эротические чувства и даже настоящий оргазм. Не уверен, что именно с этим связан ее развод с мужем, но автомобиль в ее эмоциональной жизни, знаю, занял достойное место.

    Была б моя воля, я бы подобрал себе машину по комплексу ощущений, плюнув на все иные соображения выбора: цену, размеры, затраты на эксплуатацию и прочую “чепуху”. Яркое воспоминание из детства в начале 60-х – наведывавшийся изредка в наш двор автомобиль Dodge. В нашем доме жил “анашист” – торговец наркотиками. Это к нему заглядывал хозяин Dodge, оставляя его на несколько минут на всеобщее обозрение. Dodge (как я сейчас понимаю, это был “Коронет”) воплощал в себе несоветскую жизнь, которая в то время могла быть только жизнью чуждых социалистическому строю элементов. Я до сих пор помню этот “воровской” комплекс ощущений, в котором смешались и недоступность, и загадочность, и тревожность и от которого сосало под ложечкой.

    В начале 80-х, голоснув промозглым вечером мотор, я вдруг очутился в совершенно ином мире. В преображенной Волге (ГАЗ-3102) с ковровым покрытием пола, велюром на сиденьях, занавесками на окнах, и даже иным звуком захлопывающихся дверей я погрузился в «музейный» комплекс ощущений: «надеть тапки», «руками не трогать», «не шуметь». Автомобиль воплощал в себе образ совковой партноменклатуры. Страшно далеки были от народа хозяева авто, а вот их водилы были из реальной, «нашенской» жизни и за рубль-другой соглашались стать «экскурсоводами» и прокатить на музейном экспонате даже «вшивого» студента.

    В начале 90-х, попав, будучи в Москве, на тусовку нарождающейся российской буржуазии, был с почетом доставлен после ее окончания в гостиницу. Средством передвижения оказался джип – может быть, Land Cruiser, может быть, Pajero, не разглядел, так как дело было уже за полночь, да и суть не в том. Комплекс ощущений от агрегата с множеством сверкающих лампочек, попискивающих приборов и умопомрачительной ходовой грацией - мощный разгон, остановка, абсолютный комфорт – «космический», словно бы я пересек Москву на корабле инопланетянина.

    Погружаясь ежедневно в объятия Mondeo, у меня каждый раз возникают ощущения, сродни ощущениям от уютного гостиничного номера: без роскоши ковров и безразмерных масляных полотон в бронзовых окладах, но с чистым бельем и заботливым персоналом. Захлопнув дверцу, я чувствую, как машина приглушает окружающие звуки – зачем “постояльца” беспокоить? При езде автомобиль “сглаживает” дорожные ухабы, превращая их в мягкие пошлепывания по телу - чем не эротический массаж? Mondeo завораживает послушностью, хотя и откликается на педаль газа с некоторой задумчивостью, - а, может быть, ты, дорогой водила, не прав? А вот тормоза, как и положено им, без всяких “но” мгновенно понимают то, что от них требуется: ни одна из имевшихся у меня машин не останавливала меня столь бережно и в то же время столь эффективно, как Mondeo. Может быть, “виновата” в том АБС – не знаю, на предыдущих машинах этой замечательной примочки не было.

    Абсолютный пустяк: дистанционное открытие замков дверей сопровождается включением света в салоне! В кромешной темноте вечерних самарских улиц – это подарок. Я, без дураков, чувствовал себя неудобно поначалу, меня так и подмывало воскликнуть: “Да что вы, в самом деле, не стоит беспокоиться, я и так сяду!”.

    Управление сцеплением – песня. Оказалось, что это может быть приятной процедурой даже в городских пробках! Я долго не мог разгадать физическую основу ее легкости, пока не сообразил, что “провод”, идущий от перегородки моторного отсека к КПП, на самом деле – трубка, а привод сцепления, таким образом, гидравлический.

    Я не любитель быстрой езды по нашим дорогам, усеянным сюрпризами от дорожных служб. Уже на 140 км/час мой организм начинает подкачивать адреналин, а вечная попутчица – жена – тревожно посматривать на спидометр. В августе сего года на свежеиспеченном отрезке трассы “М-5” из Уфы в Самару жена, очнувшись ото сна, заметила, что можно было бы ехать и побыстрее, но мгновенно взяла свои слова обратно, разглядев стрелку спидометра, уткнувшуюся в цифру “180”.

    Бесспорно, в машине есть недостатки, также ощущаемые мною. Например, с моим ростом (185 см) даже в кепке от Лужкова легко задеть за потолок. Обзорность сзади бывает и получше, что делает не такой удобной парковку, и др. Но, к счастью, “отрицательных” ощущений от Mondeo немного, и они эпизодичны, не разрушают сложившегося комплекса ощущений.

    Вот таким оказался мой образ Mondeo, или Mondeo как комплекс моих ощущений. Исследуя его - комплекс ощущений - я поставил машине ПЛЮС за ее психофзиологическое воздействие, с чем себя, как ее владельца, и поздравил. Считаю, что мне повезло.

    Дмитрий. Сентябрь 2002 года.


×
×
  • Создать...